Критерии проверки контрагентов

15.12.2015

Осуществлению любого вида предпринимательской деятельности неизбежно сопутствуют определенные риски, своевременное прогнозирование, анализ и устранение которых, является обязательным условием экономической успешности бизнеса.

Одним из ключевых на сегодняшний день является риск работы с недобросовестными и неплатежеспособными контрагентами. Последствиями такого сотрудничества, как правило, бывают безнадежная дебиторская задолженность, репутационный вред, повышенное внимание со стороны контролирующих, налоговых и правоохранительных органов. Именно по этой причине обязательная проверка контрагентов должна быть неотъемлемым этапом любого бизнес-процесса.

В данной статье будут определены и охарактеризованы основные критерии, применяемые при проверке как потенциальных, так и действующих контрагентов.

Срок существования компании

Согласно статистическим данным около половины созданных компаний прекращают свою деятельность в первые полтора года нахождения на рынке. Поэтому длительный период деятельности является показателем серьезности партнера. Ведь сумев пройти процесс становления, занять свою нишу и пережить кризисные времена, компания доказала свою состоятельность и надежность в сравнении с вновь созданными компаниями.

Соответствие фактического и юридического адреса юридического адреса

Нередкими являются случаи, когда юридический и фактический адрес организации не совпадают. Само по себе это не указывает на ненадежность бизнес-партнера и может быть обусловлено объективными причинами, например, нежеланием при переезде менять налогового инспектора. Однако, в случае если юридический адрес компании, расположен в месте так называемой «массовой регистрации» (когда на одном адресе зарегистрировано большое количество субъектов хозяйствования), необходимо уделить особое внимание проверке данного контрагента. Кроме этого, в случае судебного спора и дальнейшего принудительного исполнения решения суда, невозможность отыскать фактическое расположение самой компании и ее руководства значительно затруднит взыскание задолженности.

Судебная история

Важнейшим индикатором при определении надежности контрагента является его судебная история. При анализе судебной истории необходимо обратить внимание на:

  • Количество и период возникновения судебных дел, динамику их изменения
  • Занимаемую роль: Истец (взыскатель или Ответчик (должник)
  • Характер споров (природа правоотношений, в рамках которых возник спор
  • Размер и характер заявленных требований

Наличие судебных дел с участием контрагента само по себе не является показателем серьезного риска. В ходе осуществления хозяйственной деятельности рано или поздно любая организация сталкивается с необходимостью защиты своих прав и интересов в судебном порядке. Вместе с тем, большое количество дел на значительные суммы в непродолжительный период времени – безусловный «маячок» опасности работы с данным контрагентом. При этом риск существует даже в том случае, когда Ваш бизнес-партнер выступает в роли Истца, так как вероятность проиграть дело на значительную сумму может поставить под угрозу финансовую стабильность и платежеспособность компании.

Особое внимание стоит уделить «концентрации» судебных дел за последний период. Большое количество исков, предъявленных к компании, говорит о наличии определенных проблем с возможностью надлежащего  исполнения  обязательств, что в скором времени может привести к банкротству.

Немаловажную роль играет и характер споров с участием Вашего контрагента. Так споры, вытекающие из правоотношений, аналогичных по характеру тем, в рамках которых происходит Ваше сотрудничество с контрагентом (например – поставка товаров), заслуживают особого внимания.

Не стоит пренебрегать возможностью общения с представителями противоположной стороны спора. Так, связавшись с юридической или финансовой службой компании, которая предъявила иск к Вашему бизнес – партнеру, Вы сможете узнать много полезной информации.

4. Финансовое состояние

Данный критерий является самым показательным при проверке компании. Анализ финансовой отчетности, способный выявить активы предприятия и определить безубыточность его деятельности, является неотъемлемым элементом процесса, в ходе которого происходит проверка контрагентов.

5. Наличие лицензии

Данный критерий применим в случаях, когда сотрудничество с контрагентом связано с осуществлением последним деятельности, требующей наличие лицензии (например: международная перевозка. Кроме этого, данная информация поможет Вам воздействовать на контрагента, в случае неисполнения последним своих обязательств. Реальная угроза предоставления информации о нарушениях в лицензирующий орган может стать отличным стимулом для действий.

6. Сведения о ликвидации и банкротстве

Степень важности данного критерия трудно переоценить. Своевременное получение информации о ликвидации контрагента или его банкротстве исключит дальнейший риск сотрудничества и сделает возможным предъявление требований кредитора в установленный законом срок. Дальнейшие действия по взысканию задолженности стоит планировать с учетом поведения самого должника, его ликвидатора или конкурсного управляющего. Несомненно одно – «держать руку на пульсе» должника обязательное условие возврата Ваших денег.

7. Проверка репутации в интернете, СМИ

Проверка юридических лиц на предмет негативных отзывов и другой порочащей информации посредством сети интернет порой бывает на удивление результативна. Информация может исходить от бывших партнеров, сотрудников, клиентов либо конкурентов компании. По понятным причинам последним едва ли стоит доверять, а вот над информацией относительно трех первых категорий стоит задуматься.

Показательным является и полное отсутствие какой-либо информации. В наше время практически у любой действующей компании есть свой сайт. Отсутствие которого, в свою очередь может являть косвенным признаком компании - «однодневки».

8. Факультативные признаки

Потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных нужд, однако такая вероятность существует. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по УНП компании с целью выявление данного признака.

Задолженность перед бюджетом. Проверка контрагентов в обязательном порядке должна проводиться и по данному критерию. Зачастую компании сознательно «заходят на картотеку» с целью списания дебиторской задолженности с расчетных счетов должников в принудительном порядке. Однако, какой бы действенной не была данная мера, ее применение косвенно указывает на наличие финансовых трудностей, что может повлечь риск неплатежа.

В заключение стоит отметить, что обязательная проверка контрагентов с использованием указанных критериев значительно сократит риски Вашей компании, поспособствует уменьшению дебиторской задолженности и количеству судебных процессов, следствием чего станет финансовая стабильность и безупречная деловая репутация.

Проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь, производится сервисом LEGAT.BY в режиме online. За пару минут Вы сможете узнать юридический адрес компании, дату постановки на налоговый учет, ознакомиться с судебной историей и провести анализ финансовой отчетности контрагента, получить сведения о задолженности юридических лиц перед бюджетом, ликвидации и банкротстве.

Всю указанную информацию Вы получите, осуществив поиск по УНП или наименованию компании.

LEGAT.BY актуальная информация о всех компаниях Беларуси.